Республика Южная Осетия
Общие сведения
Республика Южная Осетия - государство на южных склонах Большого Кавказского хребта. Территория 3,9 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность с севера на юг - 79 км, с запада на восток - 88 км. На западе, юге и востоке РЮО граничит с Грузией, на севере - с Республикой Северная Осетия-Алания в составе Российской Федерации, выхода к морю не имеет. По данным переписи 1989 года, численность населения составляла 99 тыс. чел. Оценочная численность населения республики на 2006 г. - около 80 тыс. чел., в том числе: осетины - около 66 % населения, грузины - около 29 %, остальные - русские, армяне, украинцы и др. Официальные (государственные) языки - осетинский и русский. В местах компактного проживания грузинского населения допускается использование в официальном делопроизводстве также грузинского языка. Денежная единица - российский рубль. Столица Республики Южная Осетия - г. Цхинвал (35 000 человек). Административное деление - 4 района Цхинвальский, Дзауский, Знаурский, Ленингорский, 1 город, 4 поселка городского типа. Преобладающее вероисповедание - христианство (православие). Исторические основы государственности Южной Осетии С древнейших времен территорию сегодняшней Южной Осетии населяли предки осетин - племена скифо-сармато-аланского круга, говорившие на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи.
Сложившаяся в раннем средневековье на Кавказе Аланская держава включала и земли Южной Осетии. В XIII-XIV вв. Аланское государство было уничтожено монголо-татарскими нашествиями. Только его горная юго-восточная окраина - территория части современной Северной и Южной Осетии осталась независимой. | |
В XV-XVIII вв. Осетия в целом, и ее южная часть в том числе, в политическом отношении представляла собой конфедерацию вольных обществ - самоуправляющихся областей. Восточно-грузинские правители неоднократно предпринимали вооруженные вторжения на территорию Южной Осетии, пытаясь установить здесь свой военно-политический контроль. Тем не менее, Южная Осетия сохраняла реальную независимость от грузинских правителей, равно как не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю. В 1774 году единая Осетия вошла в состав Российской Империи. После распада Российской империи в 1917 году, вышедшая из состава России Грузия предприняла попытку аннексировать территорию Южной Осетии, что повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа. В 1920 году Южная Осетия подверглась со стороны Грузии вооруженной агрессии и геноциду (18 тысяч погибших и более 50 тысяч изгнанных на север Осетии). | Изгнанные со своей родной земли осетины смогли вернуться на свои пепелища только, после советизации Грузии (март 1921 года). 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, а Северная Осетия 17 ноября 1920 была включена в Горскую АССР в составе РСФСР. Таким образом, осетинский народ был искусственно разделен на две части. Вопрос об объединении Осетии обсуждался в различных органах власти до 1926 года, но так и не был решен. | Оказавшись в составе Советской Грузии, Южная Осетия испытывала постоянное давление и дискриминацию. В 1938 г. под запретом оказался осетинский алфавит, вместо которого был введен грузинский. В 1949 все осетинские школы были преобразованы в грузинские. В 1951 все делопроизводство в ЮОАО было переведено на грузинский язык. В течение одного дня были сняты все вывески на осетинском языке. Национальная интеллигенция подверглась жестоким преследованиям. Несколько сот ее представителей были расстреляны или были приговорены к длительным срокам заключения. Последовательно проводившаяся грузинскими властями дискриминационная политика привела к тому, что Южная Осетия оказалась единственной автономией в СССР, население которой не росло, а постоянно сокращалось.
Создание и становление Республики Южная Осетия
В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населения. Под давлением радикалов в Тбилиси готовилась ликвидация автономий Южной Осетии, принимались дискриминационные законодательные акты.
С целью обеспечить защиту прав Южной Осетии и создать конституционные гарантии для сохранения автономии, 10 ноября 1989 Совет народных депутатов ЮОАО принял решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратился к Верховному Совету Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение. Президиум Верховного Совета Грузии отменил решение Совета народных депутатов Южной Осетии, объявив его неконституционным. 23 ноября 1989 года по призыву лидеров националистического движения провести в Цхинвале "мирный митинг" на столицу Южной Осетии двинулась 50-тысячная толпа, среди которой насчитывалось несколько сот вооруженных боевиков. Не сумев войти в город, грузинские войска блокировали ведущие в него дороги, захватывая в заложники попадавших к ним в руки осетин и подвергая и пыткам и издевательствам. Блокада длилась несколько месяцев. За это время свыше 400 человек получили ранения и увечья, 5 осетин было убито. В апреле и июне 1990 Верховный Совет Грузинской ССР объявил незаконными все юридические акты, принятые после советизации Грузии в 1921 году. Незаконными были также объявлены Законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и о выходе из состава СССР. В ответ на это XIII, XIV и XV сессии совета народных депутатов Южной Осетии (июнь - сентябрь 1990 г.) приняли пакет решений: Декларацию о суверенитете, о действии Конституции СССР и законов СССР на ее территории, о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в республику (20 сентября 1990 г.) 10 декабря 1990 года Верховный Совет Республики Грузия единогласно принял незаконное решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области. В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Они начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджоги жилых домов и другие преступные действия. В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Грузинские войска были выбиты из Цхинвала, после чего начали совершать карательные акции против сельских поселений Южной Осетии и производить ракетно-артиллерийские обстрелы Цхинвала. В результате грузинского террора только за период с 6 января по 1 сентября 1991 года было убито 209 человек, 460 - ранено, 150 - пропало без вести. Политика грузинских властей, эскалация вооруженного насилия, переходящего в геноцид - второй на протяжении XX столетия - показали невозможность обеспечения прав и выживания народа Южной Осетии в составе грузинского государства. | Цхинвал. Мемориал Защитников Отечества |
19 января 1992 года был проведен Референдум о независимости Республики Южная Осетия. Свыше 98% принявших участие в голосовании высказались за независимость Южной Осетии. С февраля 1992 года агрессия Грузии против Южной Осетии приняла еще более широкие масштабы. В результате артиллерийских обстрелов и жестоких массовых убийств осетин количеств жертв геноцида постоянно росло. В этой ситуации Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. Ввиду продолжающейся эскалации вооруженного насилия против мирного осетинского населения, угрозы масштабного кровопролития в условиях предпринимавшихся грузинскими войсками штурма Цхинвала и нараставшего накала общественно-политической ситуации в Северной Осетии руководство Российской Федерации предприняло энергичные усилия с целью добиться прекращения кровопролития. 24 июня 1992 года в Сочи было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и осетинского батальонов. В 1994-1995 начался переговорный процесс по проблеме урегулирования грузино-осетинского конфликта. 16 мая 1996 года Председатель Верховного Совета Республики Южная Осетия Л. Чибиров и Президент Республики Грузия Э. Шеварднадзе подписали в Москве Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Документ закреплял отказ сторон от применения силы или угрозы ее применения для достижения своих целей. Переговорный процесс развивался в различных форматах и позволил выйти на ряд договоренностей, способствовавших укреплению стабильности и началу восстановления взаимного доверия между сторонами в конфликте. Однако "розовая революция" и смена власти в Тбилиси привели к смене курса тбилисского режима в отношении мирного процесса. Власти Грузии сделали ставку на использование силовых методов. В июле - августе 2004 года от угроз и демонстраций силы руководство Грузии перешло к новой вооруженной агрессии против Южной Осетии, однако потерпело неудачу, понеся значительные потери в боях под Цхинвалом. Саботируя конструктивный диалог по возобновлению мирного процесса и подменяя его демагогическими заявлениями и предложениями заведомо неприемлемых проектов урегулирования, власти Грузии завели мирный процесс в тупик. В сложившейся ситуации единственной возможностью для укрепления стабильности и безопасности является международное признание Республики Южная Осетия, для которого есть все правовые предпосылки. Государственная система и административно-территориальное устройство РЮО Республика Южная Осетия - независимое, суверенное, демократическое, правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии.
Первая Конституция РЮО была принята на всенародном референдуме 2 ноября 1993 года. Действующая Конституция Республики Южная Осетия принята на референдуме 8 апреля 2001 года. Система государственной власти в РЮО основана на принципах разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. Главой Государства является Президент, избираемый прямым всеобщим тайным голосованием на 5-летний срок. Высший законодательный орган - Парламент, также избирается прямым всеобщим тайным голосованием сроком на 5 лет. Председатель Парламента избирается из числа депутатов самими депутатами. Правительство состоит из 14 министров и возглавляется Председателем, который назначается Президентом с согласия Парламента.
|